Логотип Объединённой Судостроительной Компания (ОСК) Логотип АО СПО Арктика

История предприятия

О предприятии/История предприятия

Ордена Трудового Красного Знамени акционерное общество «Северное производственное объединение «Арктика»

АО СПО «Арктика» образовано в 1952 году согласно Постановлению СМ СССР от 08.01.1952 № 0097-22 и приказу МСП от 15.01.1952 № 0040 под названием «Электромонтажное предприятие № 8» (ЭМП–8). В 1966–1975 гг. носило название «Северодвинское предприятие «ЭРА» (СП «ЭРА»), а с января 1976 года преобразовано в СПО «Арктика» с филиалом в Мурманске. В январе 2000 года объединение было переименовано во ФГУП «СПО «Арктика», а с января 2008 года — в АО «СПО «Арктика». С 2007 года входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация». На данный момент представляет собой многопрофильное специализированное предприятие, которое является одним из основных участников технологического процесса строительства, ремонта, испытаний и сдачи всех судов и кораблей, строящихся и ремонтируемых на северодвинских верфях — АО «ПО «Севмаш» и АО «ЦС «Звёздочка».

Text
Следующий слайд Предыдущий слайд

В 1950-е годы предприятие не обладало самостоятельной промышленной базой, а располагалось на площадях судостроительных заводов Северодвинска, Мурманска и Архангельска. Первый собственный промышленный корпус был введён в строй только в 1960 году. В период наиболее интенсивного экономического и технического роста объединения (1960–1985) производственные площади увеличились более чем в 5 раз, численность работающих также увеличилась в 5 раз и приблизилась к 6 тысячам человек, объёмы валовой продукции увеличились почти в 20 раз.

Первое управление ЭМП–8 располагалось в здании на проспекте Ленина, 1

Быстрыми темпами развивалось электромонтажное производство. Суммарная длина кабеля, монтируемого предприятием за год, достигала 3000 км, производилось до 2 млн. соединений концов электрических жил. Собирались, регулировались и сдавались заказчику тысячи сложнейших электросхем, десятки тысяч единиц оборудования — от мощных турбогенераторов до миниатюрных датчиков. Предприятие, имеющее высококвалифицированные кадры, стало полигоном, где впервые в отрасли отрабатывались новые технологии и методы организации электромонтажных работ на дизельных и атомных подводных лодках, осваивались наладка и комплексные испытания уникальных образцов корабельной электротехники.

Text
Следующий слайд Предыдущий слайд

Производство по наладке, ремонту и испытаниям сложной электронной техники представлено одним из крупнейших в отрасли специализированным цехом данного профиля. Специалисты предприятия владеют опытом наладки изделий около 200 заводов-изготовителей. Наличие хорошо оснащённых универсальных береговых стендов, новейших средств измерений и высокая квалификация специалистов по наладке и испытаниям позволяют в условиях береговых стендов до установки на корабль выполнять первые стыковки многоприборных комплексов, осуществлять регулировки, доработки и предварительно испытывать системы радиосвязи, радиолокации, телевидения, гидроакустики, все виды автоматики и вычислительной техники. Осуществляется контроль физических полей, определяются источники индустриальных помех, выявляются каналы утечки информации.

Регулировочно-сдаточные работы

Подразделение ремонта электротехнического оборудования, основной производственной базой которого является специализированный цех № 8 (площадью 15,8 тыс. кв. м), размещённый на территории АО «ЦС «Звёздочка», в своей работе использует передовые ресурсосберегающие технологии. Послеремонтные испытания обеспечивают проверку и доводку до нормативных показателей всех технических характеристик, включая виброшумовые. Крупногабаритное электрооборудование может ремонтироваться в условиях корабля.

Цех ремонта электротехнического оборудования

Электромеханическое производство на протяжении многих лет специализировалось на поставках для судостроительных заводов  электрических распределительных устройств, щитов управления и сигнализации, электрических морских соединителей, сигнализаторов, шинопроводов, токовых реакторов, светотехнических приборов, сварочных устройств и других электротехнических изделий. Производство оснащено высокоточным автоматизированным и программируемым оборудованием, обладает уникальной базой для проведения любых испытаний выпускаемой продукции.

Изготовление ЭРУ

За период своего существования только на верфях основных заказчиков — АО «ПО Севмаш» и АО «ЦС «Звёздочка» СПО «Арктика» участвовало в строительстве и ремонте около 300 подводных и более 100 надводных кораблей ВМФ, в том числе: 72 ДЭПЛ, первой отечественной АПЛ «Ленинский Комсомол», первой в мире АПЛ с корпусом из титанового сплава «Золотая рыбка», самой глубоководной в мире АПЛ «Комсомолец», крупнейших в мире тяжелых подводных крейсеров «Акула», малошумных «Барсов», миниатюрных автоматизированных ПЛА «Лира», ударных ПЛАРК «Антей», ПЛАРБ «Борей», ПЛА «Ясень», в модернизации ледокола «Ленин», авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии, в строительстве МЛСП «Приразломная» и СПБУ «Арктическая».

Представители ВМС Индии, МП "Звёздочка", СПО "Арктика"

Параллельно с выполнением работ по основным заказам северодвинских верфей предприятие успешно осваивает новые для себя рынки услуг и виды продукции. Сюда относится, к примеру, поставка кабельных сборок по проекту «Наземный старт» для российско-казахстанских программ на Байконуре, разработка и изготовление коммуникационных устройств для проекта «Ангара», осуществляемого на Плесецком космодроме, разработка, изготовление опытных образцов и обширная программа внедрения новых типов судовых светотехнических приборов на основе долговечных, экономичных и эффективных источников света. 

Важным событием в биографии предприятия явилось завершение технического перевооружения электромеханического производства, стендов для гидравлических испытаний электрооборудования и специальных изделий. Успешно закончено строительство нового корпуса электромеханического цеха, зданий ИЛК–2 и стендового корпуса, отвечающих всем современным техническим и экологическим требованиям. Обновленное производство оснащено высокотехнологичным автоматизированным оборудованием с программным управлением и при полной загрузке способно производить до 3 тыс. единиц электротехнического оборудования различной сложности.

ИЛК–2. Токарный участок

Большие работы проведены по модернизации существующих участков для изготовления и испытаний волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Эти изделия «Арктики» по своим характеристикам и качеству полностью отвечают высоким требованиям любого заказчика, о чем свидетельствуют успешное окончание работ по изготовлению ВОЛС для АПЛ «Борей», а также по договору с АО «Полярное сияние», монтаж магистральных волоконно-оптических сетей на Верхне-Колвинском и Дюсюшевском нефтяных месторождениях. 

Участок изготовления ВОЛС

СПО «Арктика» располагает сертификатами и лицензиями на все виды выполняемых работ, системой качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001. Специалисты СПО «Арктика» первыми в судостроительной отрасли разработали и внедрили систему контроля и регулирования качества технологических процессов с применением методов математической статистики, доведя сдачу продукции Заказчику с первого предъявления до 100%, освоили восстановление до норм спектральных составляющих вибрации и шума электрических машин после ремонта, внесли большое количество дополнений в типовую технологию ЭМР, разработанную базовым научно-исследовательским институтом отрасли.

Вручение ордена Трудового Красного Знамени предприятию. 1978 год

Труд коллектива получил высокую оценку Правительства. В коллективе имеются Герои Социалистического Труда (Панкратов Л.Я., Кузнецов Г.А.), лауреаты Государственных премий (Лебедев М.С., Осокин Б.А., Паршинов А.А., Поспелов В.Я., Рубец А.В.) и премии Правительства РФ (Поспелов В.Я., Шулико А.Д.), «Заслуженные специалисты РФ» (34 человека), «Почётные судостроители» (46 человек), «Почётные радисты СССР и РФ» (3 человека), Почётные граждане Северодвинска (2 человека). Учёная степень кандидата технических наук присвоена 3 работникам предприятия. Свыше 2 тыс. работников удостоены государственных наград, а само предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени (1978) и отмечено Благодарностью Президента Российской Федерации (2015).

Директора предприятия

Кромский
Михаил Георгиевич
1952–1960

Родился в 1910 году в селе Чернянка Ново-Оскольского уезда Курской губернии (райцентр Чернянка Белгородской обл.). Умер в 1979 году в Севастополе.  

Крупный специалист в области электромонтажного производства в судостроительной отрасли СССР. Проявил себя в организации электромонтажных работ при создании дизель-электрических и первых атомных подводных лодок. Окончил Харьковский электротехнический институт, отделение «Электрооборудование промышленных предприятий» (1939), инженер-электрик. Трудовую деятельность начал в 1928 году в Харькове в качестве чернорабочего, затем электромонтёра, мастера, старшего техника. После окончания института с 1939 по 1940 гг. — прораб предприятия Электромортреста (ЭМТ) НКСП СССР (Николаев, Украина), с 1940 по 1942 гг. — заместитель начальника цеха Нижне-Волжского предприятия (НВП) ЭМТ (Астрахань). 1943 — начальник участка Дальневосточного предприятия (ДВП) ЭМТ (Владивосток). С 1943 по 1945 гг.  — технорук КБ ДВП ЭМТ (Комсомольск-на-Амуре). С 1945 по 1949 гг. — главный энергетик, начальник цеха завода № 446 (Николаев, Украина). С 1949 по 1952 гг. — старший строитель, главный инженер ЭМП–2 6ГУ МСП СССР (Николаев, Украина). С 1952 по 1960 гг. — директор ЭМП–8 6ГУ МСП СССР (Молотовск (Северодвинск) Архангельской обл.). С 1961 по 1963 гг. — директор ЭМП–4 6ГУ МСП СССР (Севастополь), с 1964 по 1977 гг. — преподаватель Севастопольского судостроительного техникума. Награждён орденом Красной Звезды (1945).

Книга: 

Буряк Н.И., Кромский М.Г. «Электрооборудование судов», Л., «Судостроение», 1972 (Учебник для техникумов).

Дубинин
Александр Васильевич
1961–1980

Родился 31 марта 1919 года в поселке Великодворье Курловского района Владимирской области. Умер 13 июля 1980 в Северодвинске. 

Видный специалист, талантливый хозяйственник и организатор электромонтажного производства в судостроительной промышленности СССР. Окончил рабочий факультет (1937), спецфакультет Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина) по специальности «Инженер-электрик по электрооборудованию береговых оборонных сооружений» (1937—1942). Трудовую деятельность начал в 1933 году счетоводом государственного стекольного завода (Гусь-Хрустальный Владимирской обл.). Будучи ещё студентом, добровольцем участвовал в боевых действиях на Ленинградском фронте в составе дивизии народного ополчения. Награждён боевой медалью «За отвагу», был ранен, из осаждённого Ленинграда эвакуирован. После окончания института работал в Верхне-Волжском предприятии (ВВП) Электромортреста (ЭМТ) НКСП СССР  (Горький (Нижний Новгород): инженер, начальник бюро (1942–1949), начальник БТПП Молотовского цеха № 11 ВВП ЭМТ (ЭМП–3) на заводе № 402 ПО «Севмаш», (1949–1952), начальник цеха № 1 ЭМП–8 МСП СССР (Молотовск) (1952–1954), директор Холмогорской МТС (РТС) Архангельской обл. (1954–1960) по направлению Архангельского обкома КПСС, директор ЭМП–8 северодвинского предприятия «ЭРА» (1961–1975), генеральный директор СПО «Арктика» в Северодвинске (1976–1980). Награждён орденами: Ленина (1966), Октябрьской Революции (1974), Трудового Красного Знамени (1963, 1970).

Паршинов
Александр Александрович
1981–1987

Родился 23 апреля 1922 года в деревне Низово Мгинского района Ленинградской обл. Умер 28 мая 2006 года в Северодвинске.

Широко известный в судостроительной отрасли СССР технический специалист. Внёс решающий личный вклад в организацию высокотехнологичного многопрофильного производства по монтажу, ремонту, наладке, испытаниям и сдаче электротехнической и радиоэлектронной техники, изготовлению корабельных электротехнических приборов и устройств. Окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) им. В. И. Ульянова (Ленина) по специальности «Электрооборудование судов», инженер-электрик (1950). Проходил срочную службу в Красной армии (1940–1945), участник ВОВ (1941–1945). После окончания института направлен на работу в Молотовск Архангельской области сначала в цех № 11 ЭМП–3 (1950–1952), затем ЭМП–8 (ЭРА — СПО «Арктика»). Прошёл все этапы становления высококвалифицированного специалиста: инженер-технолог (1950–1952), главный технолог (1952–1955), начальник электромонтажного цеха № 1 (1955–1958), главный инженер (1959–1980), генеральный директор (1981–1987). Лауреат Государственной премии СССР (1984). Награждён орденами: Ленина (1963), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1959), Отечественной войны II степени (1985).

Книги: 

  1. Давидович Ф. С., Паршинов А. А. «Испытания судового электрооборудования», Л., «Судостроение», 1964.
  2. Паршинов А.А. «ЭМП-ЭРА-СПО «Арктика» Воспоминания ветеранов. Выпуск I, Арх., «Правда Севера», 2004, с. 86-156.
Громогласов
Анатолий Иванович
1987–1990

Родился 15 сентября 1935 года в городе Холм Великолукской (Новгородской) области.

Известный в Архангельской области хозяйственный и общественный деятель. Окончил без отрыва от производства Северо-Западный политехнический институт в Ленинграде (1964). Трудовую деятельность начал в 1950 году в качестве статиста-диспетчера Ивановского лесопункта Холмского леспромхоза (1950–1952). Окончил Ленинградское ремесленное училище № 30 по специальности «Электромонтажник судовой» (1954), направлен на работу в ЭМП–8 город Молотовск Архангельской области. Проходил срочную воинскую службу в Советской армии (1954–1956), затем работал в ЭМП–8 (Северодвинское предприятие ЭРА): электромонтажник реакторных отсеков АПЛ первого поколения, производственный мастер, мастер ОТК, зам. начальника электромонтажного цеха (1957–1970). Партийная работа (1970–1973, 1975–1987, 1990–1991), начальник электромонтажного цеха Северодвинского предприятия ЭРА (1973–1975). Генеральный директор СПО "Арктика" (1987–1990), первый секретарь Архангельского ОК КПСС (1990–1991), исполнительный директор Архангельского регионального отделения Союза промышленников и предпринимателей (с 1991 по настоящее время).

Награждён орденами: Ленина (1974), Октябрьской Революции (1980), Трудового Красного Знамени (1970).

Гурбатов
Владислав Алексеевич
1990–1993

Родился 31 марта 1937 года в деревне Великодворское Лежневского района Ивановской области.

Известный в судостроительной отрасли специалист и организатор электромонтажного производства. Окончил Ивановский текстильный институт по специальности «Автоматизация технологических процессов», инженер-механик (1960). В том же году направлен на работу в Северодвинск, предприятие ЭМП–8 (ЭРА, СПО «Арктика»). В этом предприятии прошёл путь от помощника мастера электромонтажного производства до главного технолога (1972), главного инженера (1984), а затем генерального директора (1990–1993). Награждён орденами: Трудового Красного Знамени (1984), «Знак Почета» (1974).

Поспелов
Владимир Яковлевич
1993–1999

Родился 21 июля 1954 года в Северодвинске Архангельской области.

Известный в РФ и за рубежом крупный специалист и организатор в области судостроения, судоремонта и военно-промышленного комплекса в целом. Окончил отделение «Электрооборудование судов» энергомашиностроительного факультета Севмашвтуза в Северодвинске (1980), отделение экономики судостроительной промышленности инженерно-экономического факультета Ленинградского кораблестроительного института (1993), факультет подготовки и повышения квалификации Военной академии генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Москва (2002). Инженер-электрик, инженер-экономист, кандидат технических наук (2001). Указом Президента РФ ему присвоена квалификация действительного государственного советника РФ I класса (2000). Трудовую деятельность начал в 1971 слесарем Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске. После окончания срочной службы в Советской армии поступил на работу в СПО «Арктика», где прошёл путь от электромонтажника до генерального директора (1975–1999). С июня 1999 — генеральный директор Российского агентства по судостроению, Москва. С июня 2004 — вице-президент Государственного Центра атомного судостроения (ГРЦАС), Северодвинск. С 2006 — Постоянный член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. С 2018 — член Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. Награждён орденами: «Почета» (2003), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2007), «За заслуги перед Отечеством III степени» (2014), Почётной грамотой Правительства РФ, Благодарностью Президента РФ (2012), знаком «Почётный судостроитель РФ» (2004). Лауреат государственной премии РФ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова в области создания вооружения и военной техники (2009), Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (2003).

Телепнёв
Александр Иванович
1999–2014

Родился 11 марта 1951 года в Северодвинске Архангельской области.

Известный в судостроительной отрасли специалист и организатор электромонтажного производства. Окончил отделение «Электрооборудование судов» энергомашиностроительного факультета Севмашвтуза в Северодвинске (1974), инженер-электрик. Трудовую деятельность начал в Северодвинском электромонтажном предприятии (СП «ЭРА» — ФГУП СПО «Арктика», АО «СПО «Арктика») в 1968 году: электромонтажник, мастер, старший мастер–ответственный за организацию работ и сдачу заказов пр. 941, начальник участка, заместитель начальника планово-производственного отдела, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, генеральный директор ФГУП СПО «Арктика», АО «СПО «Арктика» (1999—2014). Внёс большой вклад в сохранение кадрового и производственного потенциала предприятия в кризисные годы, в организацию мер по наращиванию основных средств, капитального строительства, совершенствованию системы качества и надежности продукции. Награждён орденами СССР и РФ: «Трудовой славы III степени» (1984), «Почёта» (2002), «За морские заслуги» (2014), знаком «Почётный судостроитель РФ» (2004), знаком «За заслуги перед Северодвинском» (2006), знаком «За заслуги перед Архангельской областью» (2011).

Потего
Петр Иванович
2014–2018

Родился 12 августа 1948 года в деревне Мокрец Брагинского района Гомельской области, Белоруссия.

Видный специалист и организатор электромонтажного производства в судостроительной отрасли. Окончил Севмашвтуз в Северодвинске по специальности «электрооборудование судов» (1976). Трудовую деятельность начал в 1966 году токарем на Севмашпредприятии. Проходил срочную воинскую службу в Советской армии (1967–1969). После армии поступил на работу в Северодвинское предприятие «ЭРА» (ФГУП «СПО «Арктика», АО «СПО «Арктика»): электромонтажник (1969–1975), старший мастер–ответственный за организацию работ и сдачу АПЛ пр. 949, 949А (1975–1988), начальник участка (1988–1992); начальник электромеханического цеха (1992–2002), заместитель главного инженера (2002–2003), главный инженер (2003–2014), генеральный директор (2014–2018). Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II cтепени», «Почётный судостроитель РФ» (2009), «Заслуженный машиностроитель РФ» (2014).

Логинов
Олег Геннадьевич
с 2019 года

Родился 18 марта 1962 года в Северодвинске Архангельской области.

Известный в Северодвинске и в АО «ОСК» специалист и организатор судостроительного и судоремонтного производства. Окончил Севмашвтуз — филиал Ленинградского кораблестроительного института в городе Северодвинск Архангельской области по специальности «Электрооборудование судов» (1985). Трудовую деятельность начал в ГМП «Звёздочка»: ученик токаря, электромонтер, слесарь-инструментальщик (1979–1986). НИПТБ «Онега», Северодвинск: инженер-технолог (1986–1987). МП «Звёздочка», Северодвинск: строитель 3 отдела (1987), строитель 5 отдела (1993). ФГУП «Северный Рейд», Северодвинск: начальник участка (1994–1995), начальник производства № 1 (1995–2000), заместитель генерального директора по производству (2000–2009). «ПО «Севмаш», Северодвинск: заместитель главного инженера по ВТС (2009–2014). ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», Большой Камень Приморского Края: первый заместитель генерального директора (2014–2017), исполнительный директор (2017–2018). АО «СПО «Арктика», Северодвинск: советник генерального директора (2018–2019), генеральный директор (с 2019). Указом Президента РФ присвоено почётное звание «Заслуженный машиностроитель РФ» (2015). Награждён: орденом Дружбы (2016), медалями «300 лет Российскому флоту» (1998), «Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков» (2018), знаком отличия ФС ВТС «За заслуги в военно-техническом сотрудничестве» (2013), медалью «110 лет подводному флоту России» (2016).